В настоящее время использование информационно-коммуникационных технологий в реабилитации детей становится повсеместным явлением, что подтверждается анализом теоретических и практических источников: Интернет-сайтов, специализированной литературы, участием в работе конференций и педагогических чтений.
Коррекционно-развивающий потенциал ИКТ заключается в повышении производительности обучения за счет: реализации принципа модальности (совместной координированной работы моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий), реализации принципа комплексности (использование разнообразных методов и приемов коррекционной педагогики и современных средств обучения), увеличения плотности занятия (интеграция рациональности, динамичности и информативности), раскрытия резервных возможностей ребенка с особыми образовательными потребностями (соответствие способу восприятия информации, которым отличается новое поколение детей).
Идея гармоничного соединения традиционных коррекционных технологий с возможностями ИКТ в процессе реабилитации и развития детей с ОВЗ, легла в основу проекта «Компьютерные технологии» на базе БУ «Реабилитационный центр «Добрый волшебник». Необходимость её решения определилась, во-первых, тем, что рост числа детей имеющих психоречевые нарушения неуклонно растет. Во-вторых, своевременность совершенствования процесса коррекционного обучения и воспитания детей, страдающих психоречевыми нарушениями, позволяет устранить причины их дезадаптации в новых социальных условиях.
По сравнению с традиционными формами обучения детей с ОВЗ компьютер обладает рядом преимуществ:
• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
• несет в себе образный тип информации, понятный детям;
• движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
• проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
• предоставляет возможность индивидуализации обучения;
• в процессе своей деятельности за компьютером ребенок с ОВЗ приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
• позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
• компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
Главное в использовании компьютерных игр придерживаться рекомендаций, как педагогам, использующих их на занятиях, так и родителям. Множество авторов дают разного рода рекомендации, но большинство из них сходятся в следующих положениях:
Лучше не применять компьютер там, где можно обойтись без него. Лучше рисовать красками на бумаге, а не с помощью нажатия определенных клавиш, производить счетные операции в уме, а не с помощью калькулятора.
Компьютерные игры не должны подменять собой обычные игры детей, а должны ходить в их структуру и взаимодополнять их. Игры должны соответствовать возрастным возможностям детей.
Особое место в проведении подобного рода занятий занимает предварительная работа с детьми (обогащение знаний по тому или иному вопросу, знакомство с некоторыми символами).
Необходима подготовка вариантов разноуровневых заданий. Так, если ребенку задание покажется слишком легким, он быстро потеряет к нему интерес, слишком трудные занятия вызовут тот же эффект.
По ходу занятий необходимо проводить физминутки.
Все занятия должны проходить под строгим присмотром педагога. Длительность применения компьютерных технологий не должна превышать 10 минут в день у детей 5 лет, 15 минут - у детей 6 лет.
Таким образом, использование информационных и компьютерных ресурсов не заменяет привычных коррекционных методов и технологий, а является рациональным и удобным источником информации и наглядности.
Материал подготовлен
З. Ш. Аметовой,
педагогом дополнительного образования
отделения психолого-педагогической помощи