-
Когда Вы разговариваете с малышом, Ваша речь должна быть обычной, нормальной. При этом не надо говорить медленнее или утрированно отчетливо, ведь Ваш ребенок родился со способностью слышать обычную речь.
-
Чтобы привлечь или удержать внимание малыша, начинайте говорить с ним более высоким тембром голоса. Или же наоборот, замедлите темп речи и отчетливо артикулируйте (чётко произносите каждое слово). Это позволит малышу различить отдельные слова.
-
3В своих разговорах с ребенком используйте разные темпы речи: медленный, замедленный, средний, с ускорением, быстрый, очень быстрый, почти скороговоркой.
-
Произнося слова, на которые Вы хотите обратить внимание малыша, выделяйте их голосом и повторением. Например: «Какой большо-о-о-й, большой мячик».
-
Используйте в разговоре короткие фразы, чтобы помочь малышу освоить грамматический строй языка. Но не избегайте и сложных предложений, чтобы Ваш ребенок мог в будущем овладеть «искусством произносить речи».
-
Комментируя действия малыша, используйте междометия: бац, бум, бах, дзинь, топ, шлеп, шмяк.
-
Слушая звуки, которые произносит ребенок, повторяйте вслед за ним правильное название предмета, при этом показывая, что Вы понимаете его. Например: ребенок говорит - «гав-гав», родители - «Правильно, это собака!».
-
Обращаясь к ребенку, всегда говорите ему «ты»; если Вы говорите о себе, то говорите «я». Например: «Я принесла тебе мяч. Ты будешь играть в мяч?», вместо «Мама принесла Саше мяч. Саша будет играть в мяч?».
-
Обращайте внимание на звуковую среду, окружающую малыша. Постоянно включенный телевизор, радио, разговоры взрослых, не обращенные к ребенку, приводят к тому, что речь начинает восприниматься малышом как фон, снижая его слуховое восприятие и внимание.
-
Как можно раньше начинайте читать малышу стихи классиков и давайте слушать музыку, потому что любовь к музыке и поэзии закрепляется именно в раннем возрасте.
Родители также должны помнить о том, что чрезмерное форсирование речевого развития отрицательно сказывается на речи ребенка. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать стихотворения, недоступные по содержанию и объему, требовать правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще недоступны. Такая перегрузка ребенка непосильным для него речевым материалом может привести к неправильному произношению звуков, к заиканию. Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки и слова, ребенок должен, прежде всего, услышать их.
Материал подготовлен Нопиной Еленой Аркадьевной, логопедом отделения психолого-педагогической помощи